КТО ТАКИЕ МАВРЫ

КТО ТАКИЕ МАВРЫ

В далеком 711 году нация, чуждая европейской христианской цивилизации, называемая маврами, захватила Пиренейский полуостров и создала там государственный союз — Халифат.

КТО ТАКИЕ МАВРЫ

Они владели частями Пиренейского полуострова в течение почти 800 лет, в то время как христианская цивилизация пыталась вернуть эту потерянную землю на протяжении веков и интегрировать её в христианский мир. Возвращение Испании в христианство называется Реконкиста. Этот процесс был завершен в 1492 году.

Кто такие мавры, откуда они родом и как им удалось поселиться постоянно на землях христианского мира?

Что мы знаем о маврах сегодня? Как они покоряют Испанию?

 Мавры, так называли мусульманских жителей западного Средиземноморья и западной Сахары в средние века. Мавры называются жителями региона Мавритания, на землях сегодняшнего Марокко и Алжира и городов СЕУТА и МЕЛИЛЬЯ в Испании. Мавры также являются жителями МАГРИБА — земли вдоль побережья современного Марокко, Алжира и Туниса. Гранада, область в современной Испании, сюда также входит и Гибралтар.

В средние века мавров в этих районах называли мусульманами, как всех арабов и берберов.

Название мавр происходит от древнего берберского племени — мавров, проживающих на территории римской провинции Мавритания. Королевство является провинцией Рима с 33 года до нашей эры, когда последний король Мавритании, БОКХ II, завещал свое царство Октавиану Августу.

Скорее всего, имя мавров происходит от греческого — МАЙРО, что означает чёрный. Римляне называли это населением не романизированной Северной Африки.

Завоеванию Испании маврами предшествовали попытки исламской экспансии в седьмом веке, которая была сорвана.

В 711 году группа мавров во главе с Тариком ибн Зиядом вторглась в Вестготское королевство в христианской Испании. Что даёт начальный импульс этому расширению?

Причиной является упадок Толедского королевства вестготов, который находится во внутреннем кризисе после прихода к власти короля РОДЕРИХА, он заменил короля ВИТИЦА, свергнутого в результате переворота.

Затем наследники и сторонники короля бегут в МАГРИБ. Евреи и арийцы, избежавшие насильственного обращения в Испании, уже обосновались там. Они поддерживают берберского лидера Зияда в его походе на Испанию. Формальной причиной вторжения мавров был призыв Юлиана СЕУТСКОГО, вассала РОДЕРИХА, о помощи в борьбе против басков и франков.

30 апреля 711 года мавры вторглись в Европу через Гибралтарский пролив.

КТО ТАКИЕ МАВРЫ

В ГВАДАЛЕТЕ две армии встречаются с побежденными вестготами. Мавританские мусульмане продвигаются на север и завоевывают Толедо. Часть вестготов бежала к франкам, и только части Австрии и баскских земель остались непокорёнными маврами.

Всех мавров поддерживают евреи, которые ищут себе льготы. Таким образом, большая часть Пиренейского полуострова относится к династии МАГРИБА ОМЕЙАМСКИХ, поддерживаемых берберами, которые являются их союзниками.Правители МАГРИБА сначала не имеют продуманного плана по завоеванию королевства вестготов. В основном это берберы, которые вскоре приняли ислам. Берберы уже много раз вторгались на Пиренейский полуостров.

Эти попытки не были успешными, чтобы  покорить земли и создать государство. Только около 9000 бойцов участвуют в марше, так как главная цель их лидеров — завоевать города вдоль побережья, чтобы контролировать их торговлю.

Население, состоящее из вестготских христиан, бежало в центральные горные районы, где их принимало местное население.

Однако после вторжения в Толедское королевство вестготов, мавры начали второе расширение, а сразу после этого — третье и, таким образом, завоевали почти всю Испанию за восемь лет.

В 719 году мавры пересекли Пиренеи и достигли Тулузы, а в следующем году достигли Сены и Луары. Их попытка проникнуть дальше в христианскую Европу была остановлена в битве при ПУАТЬЕ армией франков под предводительством Карла МАРТЕЛЯ, предшественника будущего короля Карла Великого. Это случилось в 732 году.

Десятью годами ранее битва за КОВАДОНГУ, когда христиане одержали свою первую победу над маврами, ознаменовала начало процесса Реконкисты — 774 года, тогда христианские королевства вернули себе земли.

МА́ВРЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 317-318

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:

Авторы: С. Я. Берзина, В. А. Попов; М. Л. Якубходжаева (устное творчество)

МА́ВРЫ (от греч. μαυρός – тём­ный), 1) на­зва­ние, дан­ное рим­ля­на­ми ко­рен­но­му на­се­ле­нию Мав­ре­та­нии.

2) В сред­ние ве­ка в Зап. Ев­ро­пе пер­во­на­чаль­но на­зва­ние ара­бов и бер­бе­ров, позд­нее – всех му­суль­ман Пи­ре­ней­ско­го п-ова и зап. час­ти Сев. Аф­ри­ки, по за­вер­ше­нии Ре­кон­ки­сты, с кон. 15 в., – ара­бо-му­суль­ман Сев. Аф­ри­ки (за ис­клю­че­ни­ем Егип­та), пре­им. го­ро­жан.

Мавры.Фото В. А. Снатенкова

3) Араб­ский на­род (арабы Мавритании, мав­ри­тан­цы; са­мо­на­зва­ние – аль-бей­дан, т. е. «бе­лые лю­ди»), осн. на­се­ле­ние Мав­ри­та­нии (2,7 млн. чел.; 2010, оцен­ка) и Зап. Са­ха­ры (сахрави; 400 тыс. чел.). Жи­вут так­же на юге Ма­рок­ко (до 1 млн. чел.), се­ве­ре Ма­ли (360 тыс. чел.), в Се­не­га­ле (130 тыс. чел.), Гам­бии (25 тыс. чел.) и др. Го­во­рят на мав­ри­тан­ском диа­лек­те (ха­са­ния) маг­риб­ской груп­пы диа­лек­тов араб. яз. Рас­про­стра­нён так­же франц. яз. М. – му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

В 1-й пол. 1-го тыс. Мав­ри­та­нию и Зап. Са­ха­ру за­ня­ли миг­ри­ро­вав­шие с се­ве­ра бер­бер­ские пле­ме­на (см. Бер­бе­ры) ге­ту­лов и сан­хад­жа, под­чи­нив­шие се­бе ме­ст­ное на­се­ле­ние. В 11 в. сан­хад­жий­ское пле­мя лем­ту­на, при­няв ис­лам, воз­гла­ви­ло дви­же­ние ма­ли­ки­тов и соз­да­ло гос-во Аль­мо­ра­ви­дов. С 14–15 вв. на тер­ри­то­рию Мав­ри­та­нии про­ни­ка­ли ара­бы ма­киль – вы­ход­цы из Ара­вии (в т. ч. пе­ре­се­лив­шие­ся в 15–17 вв. из Ма­рок­ко ха­са­ны), ус­ко­рив­шие на­чав­ший­ся в 11 в. про­цесс ис­ла­ми­за­ции. В сер. 17 в. пос­ле дол­го­лет­ней борь­бы часть бер­бе­ров уш­ла за р. Се­не­гал, ос­таль­ные под­верг­лись ара­би­за­ции, в ре­зуль­та­те ко­то­рой сфор­ми­ро­ва­лась эт­ническая общ­ность мав­ров.

Мавританское жилище. Внутренний дворик.Фото В. А. Снатенкова

За­ни­ма­ют­ся ко­че­вым ско­то­вод­ст­вом, в оа­зи­сах – зем­ле­де­ли­ем. Со­хра­ня­ет­ся пле­мен­ное де­ле­ние (все­го пле­мён, или кабила, бо­лее 20: ре­гей­бат, улед, трар­за, брак­на, тек­на, ад­рар, им­ра­ген, исар­кин и др.). Су­ще­ст­ву­ют замк­ну­тые кас­ты грио­тов (иг­гиу) и ре­мес­лен­ни­ков (мал­ле­мин). Ос­но­ву со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют эн­до­гам­ные пат­ри­ли­нид­жи и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны. Прак­ти­ку­ют­ся ор­то­ку­зен­ные бра­ки, ле­ви­рат, по­ли­ги­ния. У ко­чев­ни­ков со­хра­ня­ет­ся вре­мен­ная мат­ри­ло­каль­ность брач­но­го по­се­ле­ния (до ро­ж­де­ния пер­во­го ре­бён­ка). Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па; сиб­лин­ги об­оз­на­ча­ют­ся од­ним тер­ми­ном, со­дер­жа­щим об­щую кор­не­вую мор­фе­му. До­ма сыр­цо­вые или ка­мен­ные, с пло­ской кры­шей, глу­хи­ми сте­на­ми и внутр. дво­ри­ком. На за­па­де рас­про­ст­ра­не­на узор­ная ка­мен­ная клад­ка. Муж­чи­ны но­сят ши­ро­кие шта­ны с бу­фа­ми, бу­бу, аму­ле­ты в ко­жа­ных фут­ля­рах на шее, жен­щи­ны дра­пи­ру­ют­ся тканями, по­кры­вают го­ло­ву, но­сят мно­го ук­ра­ше­ний, бо­га­тые – тя­жё­лые нож­ные брас­ле­ты.

Уст­ное твор­че­ст­во. Му­зы­ка выс­ших каст во­каль­ная, ис­пол­ня­ет­ся гл. обр. груп­па­ми жен­щин под ак­ком­па­не­мент удар­ных для собств. раз­вле­че­ния; де­вуш­ки из знат­ных се­мей прак­ти­ку­ют соль­ные ноч­ные лю­бов­ные пес­ни. Му­зы­ка низ­ших каст – рес­пон­сор­ное пе­ние, ино­гда под ак­ком­па­не­мент флейт; ис­пол­ня­ет­ся на празд­ни­ках как со­про­во­ж­де­ние к тан­цам, по чет­вер­гам ве­че­ром в вос­хва­ле­ни­ях Про­ро­ка. Для соль­но­го ин­ст­ру­мен­таль­но­го му­зи­ци­ро­ва­ния ис­поль­зу­ют од­но­струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент гам­бра, од­но­струн­ный смыч­ко­вый ра­баб, в ка­че­ст­ве удар­ных ин­ст­ру­мен­тов – боль­шую ли­тав­ру табл, разл. идио­фо­ны. Центр. ме­сто в традиц. уст­ной куль­ту­ре М. за­ни­ма­ет иск-во грио­тов (иг­гиу), их му­зы­ка (соль­ная во­каль­ная, в со­про­во­ж­де­нии лют­ни ти­ди­нит или ар­фы ар­дин) ос­но­ва­на на слож­ной ка­но­ни­зи­ро­ван­ной ла­до­вой сис­те­ме, свя­за­на с оп­ре­де­лён­ны­ми ти­па­ми по­эзии (вос­хва­ле­ния Про­ро­ка, ре­лиг., во­ен., нос­таль­гич. и др. сти­хи). Совр. ре­пер­ту­ар иг­гиу – мо­дер­ни­зи­ров. тра­диц. ме­ло­дии, пес­ни ближ­не­во­сточ­но­го про­ис­хо­ж­де­ния и др.

Современные мавры (мавританцы) являются потомками храбрых воинов, которые сумели покорить многие народы. Сейчас это многочисленный народ, проживающий в ряде африканских стран, в том числе Республике Мавритания.

История

К предкам современных мавров относят берберов, которые включали гетулов и санхаджи. Эти племена часто мигрировали, что способствовало их распространению по Северо-Западной Африке. Они были воинственны, поэтому с легкостью захватывали миролюбивое население. Военные походы продолжались долго и в 11 веке позволили создать берберам Альморавидское царство. Для него характерной стала всеобщая исламизация, которая значительно усилилась с проникновением аравийских племен, пришедших сюда в 14 веке. Мигранты воевали с местными, однако аравийские племена превосходили берберов в бою, поэтому те оказались вынуждены отступить к реке Сенегал. В результате происходит полная арабизация территории, мавры приобретают генофонд от берберов и аравийцев.

Где живут (территория)

Значительная часть мавританцев живет возле реки Сенегал. Эту группу представляют оседлые мавры, которые тяготеют к правому берегу. Другие мавританцы ведут кочевой образ жизни и все время находятся в движении, расселяясь по пустыне Сахара, а также различным полупустыням.

Жизнь

Высшим слоем в мавританском обществе были хасаны. На ступень ниже находились марабуты, несшие независимость. Класс марабутов включал госслужащих, торговцев, представителей духовенства, учителей. Хасаны уважали марабутов и охотно выдавали своих дочерей замуж за их сыновей . Полностью зависимыми от них являлись зенага — основной костяк населения мавританцев. В значительной мере поведение мавританца определяется исламом. В отличие от многих арабских народов, женщине уделяется много внимания. Она имеет много прав и свобод, в браке царит моногамия. Женщине дозволено подавать на развод и заключать брачные союзы по собственной инициативе. Интересно, что мавританки ассоциируют себя с арабками, хотя руководствуются берберским семейным кодексом. Образ жизни кочевников резко отличается от оседлых.

Язык

В повседневной жизни мавританцы пользуются мавританским языком, который относят к поддиалектам арабского. Весьма распространен также французский.

Религия

Большинство мавританцев признает ислам суннитского толка. Существует маленькая прослойка, придерживающаяся культа предков. Некоторые являются приверженцами фетишизма. Ряд мавров является католиками.

Культура

Мавританцы стали очень известным народом благодаря своей культуре. В Мавритании работают ремесленники, прославившиеся на весь мир. Мавританцы овладели особой техникой обработки ткани и кожи. Искусные поделки из серебра, дерева, узорчатые ковры радуют глаз и находят все новых обладателей. Серебро стало основным драгоценным металлом, из которого изготавливают различные поделки, например, сундучки, ювелирные украшения. Процветает гончарное искусство, особенно в области Тагант.Мавританцы изготавливают искусные изделия из кожи, предназначенные для использования в повседневной жизни. Сумки тагантских мастеров получили признание во многих уголках мира, как и обувь. Кроме Таганта, в Мавритании прославился Атар, где ремесленники занимаются изготовлением серебряных поделок, а в Алеге выполняют сложные работы из разных пород дерева. Золото тоже известно мавританским ювелирам. Они предпочитают комбинировать его с кораллом. Есть и весьма оригинальные работы, например, калебас — емкости для хранения вещей или жидкостей, изготовленные из тыквы. Мавританская музыка тоже стала известна во всем мире. Музыканты в Мавритании всегда играли особую роль, передавая вести и ценную информацию от одной деревни к другой. Их песни также носили мотивационный характер, исполнялись для воинов. Главными музыкальными инструментами стали:

  • тидинит, напоминающий лютню;
  • ардин;
  • табл;
  • трещотка.

Таблом, похожим на барабан, пользовались обычно мужчины, а ардином (изысканной вариацией африканской арфы) — женщины.

Кочевники выращивают финиковые пальмы и обрабатывают земли на территориях оазиса. Наличие земель, пригодных для пастбищ, во многом определяет жизнь кочующего мавританца. С наступлением зимы приходит время перемещаться с северных территорий на южные, когда же приходит лето, можно вновь вернуться на север. Засуха сменяется дождливым периодом, что и определяет образ жизни. Расстояния, которые приходится преодолевать, иногда превышают сотни километров. Кочевники передвигаются племенами, беря с собой все имущество. При длительных переходах они преодолевают свыше тысячи километров. Для успешного передвижения используют верблюдов, способных долгое время обходиться без пищи и воды. В кочевом лагере могут присутствовать до 30 мавританцев, которых оседлые называют номадами. Всех их объединяет превосходное знание местности, поэтому среди кочевников много следопытов. Эти знания необходимы при перемещении на большие расстояния, ведь в пустыне мало источников воды. Немногочисленные колодцы разбросаны по территории, каждый кочевник знает, что чем больше он сможет посетить колодцев, тем больше сможет напиться его верблюд. Самому тоже необходимо пополнить запасы воды. Своих детей мавританцы-номады обучают топонимике с ранних лет. Насчитывается уже примерно 5 поколений опытных кочевников, знающих пустынные местности вокруг Сенегала как свои пять пальцев.

Мавританцы знают 2 вида колодцев. Первый называется вир и представляет собой глубокую яму, которая может достигать 80 метров. Арханы — сравнительно неглубокие колодцы. Последние мало кому известны, хотя те же виры найти нелегко без специальной карты. Именно по ней ориентируются мавры, кочуя в пустыне. Знание топографии определяет успех, однако его недостаточно. Необходимо знать каждый ориентир, даже маленькая возвышенность имеет значение. Самым престижным занятием у кочевников является скотоводство. Чем больше голов скота, тем богаче считается человек. Причем мавры редко продают свой скот и даже не всегда используют его для приготовления пищи. Даже те номады, которые переходят к оседлому образу жизни, продолжают пополнять число голов скота, стараясь демонстрировать статус окружающим. Самым важным животным считается верблюд. Особым почетом пользуется дромадер — одногорбый верблюд, у многих ассоциирующийся с кочевым образом жизни.

Жилище

Кочевники проживают в шатрах, которые изготавливаются из прочного черного полотна. Полотно шьется из грубой шерсти (верблюд или овца). Ткань может достигать в длину 10 метров. Полотно подбирают деревянными шестами, закрепляют с помощью кольев. Один такой шатер может вмещать около 8 человек. Иногда пользуются обычными палатками, полотно которых шьется из хлопка. Внутри стелют козьи шкуры, кладут подстилки и подушки. В центре обычно ставят чайник. У оседлых мавританцев жилище делают из песчаника. Быт среднестатистического мавританца довольно скромен, состоятельные люди могут позволить себе богатую утварь.

Традиции

Традиции мавританцев способны повергнуть в шок. До сих пор в Мавритании распространено рабство, которое имеет массовый характер. Этот факт повлиял и на брак, ведь среди женщин тоже есть немало рабынь. В целом обычаи, связанные со свадьбой и замужеством, можно считать по-настоящему удивительными.

Свадьба

Черные одеяния для женщины являются символом скорого замужества, которое она, как ни странно, отвергает. Подруги невесты должны всеми силами стараться воспрепятствовать замужеству, буквально преграждая путь супругу. Это далеко не самый удивительный обычай, например, традиция «сахва» требует от молодоженов быть предельно скромными на свадьбе. Само торжество не похоже на яркий праздник, все проходит в кругу семьи и близких друзей. Однако нельзя не учесть современные тенденции. Мир меняется, что наглядно видно на примере мавританцев. Многие стараются устраивать пышные свадьбы, подчеркивая статус семьи. Сейчас многие мавританцы говорят, что количество гостей определяет статусность, что связано не столько с желанием объявить о свадьбе на весь свет, сколько со стремлением скорее ее окупить. Ведь каждый гость должен принести подарок. Традиционная свадьба начинается с появления невесты и жениха. Поверх черных одеяний на девушку накидывают белую шаль. Жених же предстает в белом халате, а в руках держит черный платок. Самым почетным гостем станет тот, кто подарил больше всего денег молодоженам. Если семья жениха и невесты может позволить себе праздник, они пригласят артистов и танцоров. После торжества молодожены отправляются в дом жениха. Невесте положено спрятаться в нем так, чтобы суженый как можно дольше не смог ее найти.

Внешность

Одежда

Национальными костюмами в Мавритании являются бубу (дерра). Позволить такую одежду себе могут немногие мавританцы. Ее шьют из жаккарда голубого цвета, одежда ниспадает до земли. Носят ее и мужчины, и женщины. Отличительная особенность костюма мужчины — тюрбан, необходимый для защиты лица и головы. Женщины могут носить мелихву, которая не имеет швов. Шьется мелихва из большого куска ткани, который может достигать в длину 5 метров. Фиксация одежды выполняется с помощью узлов — у мелихвы нет булавок и пуговиц. Смысл этого наряда заключается в том, чтобы скрыть женское тело от посторонних глаз. Расцветка мелихвы может быть самой разнообразной, не исключен и пестрый окрас. Мавританки очень любят бижутерию, аксессуары, красивую обувь, очки. Это помогает им создавать уникальные образы, компенсируя закрытость. Последние годы мода Мавритании стала одной из самых известных на африканском континенте. Ношение мелихвы требует определенной сноровки, так как в ней можно запутаться.

Еда

Еда у мавританцев необычная. Они могут сочетать вкусы, которые покажутся многим непривычными. Например, соусы могут иметь сладко-горько-соленый привкус. Майонез кислый, как и практически все овощи.

  1. Очень необычной покажется верблюжья сметана, которую едят с финиками.
  2. Масло в Мавритании тоже непростое, оно сильно крошится при разрезании.
  3. Основным мясным блюдом является верблюжатина. Едят ее с овощами и кус-кусом.
  4. Все супы у мавританцев густые.
  5. Из напитков мавры предпочитают чай, кофе, верблюжье молоко.

Мавры для большинства людей остаются загадочным народом, культура которого чересчур экзотична. Одновременно они считаются потомками воинственного народа, который повлиял на историю Португалии и Испании. Сложность изучения мавров и Мавритании вызвана особым языком, который труднодоступен в изучении. Однако высокий интерес со стороны туристов сулит хорошие перспективы.

Видео

В данном видео показан типичный мавританский танец.

Мавр — кто это? Представитель жестокого и своевольного народа или тот, кто внёс неоценимый вклад в развитие культур разных стран? Где правда, а что является вымыслом?

Зарождение империи

Маврами называли жителей Мавритании, располагавшейся на севере Африки. Их история неразрывно связана с развитием ислама.

мавр кто это

В XII веке в Аравийской пустыне пророком Мухаммедом был основан город Медина. После этого народ, который до этого придерживался кочевого образа жизни, обрёл постоянное место для жизни. Затем они начали своё развитие, завоевывая новые земли, проповедуя ислам на восток и на запад.

Жажда знаний

Мавр — кто это? Варвар, для которого важны завоевания? Вопреки общепринятому отношению к маврам, как к необразованным людям, нужно сказать, что это большое заблуждение. Для мусульманина знания имели важное значение. Из-за дневной жары кочевые народы передвигались в ночное время суток. Результатом чего стало появление такой науки, как астрономия. При встрече с представителями иных культур мавры старались получить как можно больше новых знаний. Они придавали особое значение книгам. Их ценность была очень велика и издавалось большое их количество.

Благодаря тому, что крестоносцы создали нелестную славу мусульманам, то многие не знают точно мавр - кто это? Полагая, что это синоним слова «варвар».

На самом деле арабская культура была открыта новым знаниям. После захвата Египта мавры получили доступ к Александрийской библиотеке, что позволило им серьезно расширить свой кругозор. Многие труды были переведены на арабский язык. Нужно заметить, что арабы и берберы, исповедующие ислам, также назывались маврами.

Европейская цивилизация же старалась максимально оградиться от новых знаний, что значительно тормозило ее развитие.

мавр сделал свое дело

Мавры в Европе

Преодолев Гибралтар в 711 году, мавры пришли на пиренейский полуостров. За 4 года захватив большую территорию вплоть до Франции. Учитывая тот факт, что Европа тех времён была в глубоком кризисе, многие города были только рады были получить довольно сильного покровителя, который мог защитить от воин и набегов племен. Несмотря на то что ислам был неведом населению Пиренейского полуострова, они довольно легко стали принимать новую религию. Многие города были отстроены практически заново, основным стала Кордова. Мавр – кто это и каков его вклад в развитие Испании? Были привнесены новые технологии: для полива садов использовалась оросительная система, в домах сущестсвовал водопровод и канализация.

Особое значение имела бумага, которую в Европе узнали благодаря арабам. Неудивительно, что в Кордове было 10 библиотек. В Толедо зародились основы современной алгебры и химии, только здесь можно было изучать труды по математике и астрономии.

арабы и берберы

Крестовые походы, которые своей целью ставили избавить страны Европы от захватчиков – мавров, безжалостно уничтожали их, строения и все технические сооружения. Людей насильно, под страхом смерти и отбора имущества, заставляли принять католицизм. Таким образом, новая, но амбициозная культура вытеснила более развитую, давшую Европе очень многое за XII веков влияния.

Довольно часто можно услышать фразу: «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Это цитата из пьесы «Заговор Фиеско в Генуе», написанной И. Ф. Шиллером в конце XVIII века. Фраза является символом беспринципного использования человека в своих целях. Отношение к нему было, как к орудию для достижения цели, которое было больше не нужно, после совершения действия.

Арабы. Художник: Эдвин Лорд Уикс
Арабы. Художник: Эдвин Лорд Уикс

В 711 г. полководец Арабского Халифата Тарик ибн Зияд переправился с войском из Северной Африки через пролив Гибралтар (собственно, название пролива и происходит от его имени: «Джабаль Тарик», то есть, «Гора Тарика»), что стало началом мусульманского завоевания Пиренейского полуострова.

Тарик ибн Зияд. Художник: Теодор Хоземанн (1807 - 1875)
Тарик ибн Зияд. Художник: Теодор Хоземанн (1807 - 1875)

Буквально в течение нескольких лет арабы, стремившиеся установить законы Ислама на возможно большей территории мира, овладели практически всем полуостровом, кроме горных районов Астурии. Вестготское королевство прекратило свое существование. Пиренейский полуостров стал частью обширного халифата Омейядов как самоуправляющаяся провинция аль-Андалус.

Кто такие мавры

Составлявшие основу мусульманского войска арабы и берберы, которых христиане называли маврами (от греческого слова «mauros — черный», поскольку цвет их кожи был более темный по сравнению с коренным населением полуострова, а также среди мусульман было немало людей негроидной расы), стали новой знатью.

В то же время мусульманское господство было более мягким по сравнению с господством вестготов; мусульмане отличались и большей веротерпимостью, не принуждая подданных менять веру, хотя христиане и достаточно многочисленные в аль-Андалусе евреи долго не могли занимать высоких руководящих должностей, а также платили особый налог — джизью, за покровительство исламского государства. Достаточно быстро Ислам приняло большинство населения полуострова, а местное население интенсивно смешивалось с прибывавшими из Африки берберскими переселенцами.

Кто такие мавры

В 750 г. в ходе масштабного восстания на востоке Халифата была свергнута династия Омейядов; почти все омейядские мужчины погибли в сражении на реке Большой Заб в Ираке, позже был убит последний омейядский халиф Марван ибн Мухаммад. Единственный уцелевший Омейяд Абд-ар-Рахман ад-Дахиль бежал в аль-Андалус и, опираясь на сорокатысячную армию, укрепился в Кордове. Он стал править отдельно на Пиренейском полуострове, не признавая власть новой династии Арабского Халифата — Аббасидов.

Кто такие мавры

Примерно через полтора столетия, во время правления Абду-ар-Рахмана III (912 — 961), принявшего паралельно с аббасидскими правителями титул халифа, Кордовский халифат достиг своего высшего расцвета. Осуществлялось грандиозное градостроительство, открывались многочисленные библиотеки и школы. Мусульмане аль-Андалуса внесли очень большой вклад в дальнейшее формирование культуры народов Пиренейского полуострова, в том числе в местные романские языки проникло немалое число арабских по происхождению слов.

Абду-ар-Рахман III
Абду-ар-Рахман III

Комментировать можно здесь: http://history-thema.com/pireneyskiy-poluostrov-do-pozdnego-srednevekovya/

Есливампонравилось, нажмите«лайк»👍 и подпишитесьна наш канал. Спасибо, что дочитали до конца! 🙂Позитива🙂

Авторское право защищено ©history-thema.com 2019 Условия копирования на сайте.

Добавить комментарий